Новый автомобильный технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" вызвал множество слухов.
Правда, что все праворульные машины запретят? И уже через год
самостоятельно ввезти в Россию любую иномарку вообще будет нереально?
Такие вопросы задавали и наши читатели.
Утвержденный правительством России технический регламент был
опубликован в "РГ" 23 сентября. Он вступит в силу ровно через
двенадцать месяцев - 23 сентября 2010 года. И действительно
предусматривает достаточно много новых требований к авто, на которые их
владельцам предстоит "перенастроить" своих "железных коней". Чтобы
развеять слухи и домыслы, "РГ" провела "горячую линию", на которую
пригласила директора департамента автомобильной промышленности и
сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея
Рахманова и начальника отдела департамента обеспечения безопасности
дорожного движения МВД России Сергея Фомочкина.
Посмотри фарам "в глаза"
Российская газета: Так на что автовладельцам необходимо
обратить внимание в первую очередь, чтобы встретить вступление
техрегламента в силу без нервотрепки?
Алексей Рахманов: Тем, кто покупает новые машины в
автомобильных салонах, можно расслабиться и наслаждаться покупкой. А
тем, кто не ищет легких путей и хочет привозить машины из-за рубежа
самостоятельно, надо внимательно изучить документ, чтобы четко
понимать, какие ограничения и на какие авто будут распространяться с 23
сентября следующего года. Но главное - проверьте: имеет ли автомобиль
одобрение типа транспортного средства, выданного на аналогичную партию
машин, уже ввезенных в Россию. В этом покупателю надо убедиться
заранее. Если же он все-таки берет автомобиль, который не имеет
одобрения, то должен будет пройти соответствующую проверку в органах
сертификации на его соответствие российским стандартам безопасности.
Елена из Воронежа: Мой муж работает в США. Через год собирается привезти оттуда автомобиль. Какие трудности могут возникнуть?
Рахманов: Для автомобилей, ввозимых из США, могут возникнуть
как минимум три проблемы. Первая - экологическая. С 1 января будущего
года в России машины экологического класса ниже Евро-4 ввезти будет
нельзя. Вторая проблема - фары головного света. Американский пучок
света отличается от европейского и российского. Поэтому нужно, чтобы
ваш муж на ближайшей станции технического обслуживания выяснил
возможность регулировки фар под европейские стандарты. Если это сделать
невозможно, то тогда их нужно менять. Третья проблема - задние
повторители поворота, которые в Америке, если вы знаете, красные, а
согласно европейским и российским правилам должны быть желтыми.
РГ: Итак, судя по всему, один из главных вопросов - это
требования к фарам и фонарям. Под первый пункт не подходят праворукие
машины, под второй "американцы" с их красными поворотниками. Где и
когда автомобилисты должны менять оптику? За границей или уже в России?
Рахманов: Нам все равно, где автомобилист будет менять
оптику: за границей, на пароме или на таможенном складе. Но одобрение
он сможет получить только в том случае, если его световой пучок будет
соответствовать российским требованиям.
Илья Славин из Подмосковья: Требования по отношению к красным поворотникам коснутся и тех машин, которые уже давно колесят по нашим дорогам?
Сергей Фомочкин: Закон обратной силы не имеет. Поэтому те
машины, которые зарегистрированы в России, пройдут техосмотр и с
красными поворотниками.
Паспорт есть? Все в порядке
Рыжов Дмитрий Александрович, Краснодарский край: Меня интересует, что вы все-таки собрались делать с праворульными авто после вступления техрегламента в силу?
Рахманов: Ничего, пусть ездят по дорогам России, если они уже поставлены на учет.
Рыжов: А как это отразится на проведении техосмотра, оформлении страховки?
Рахманов: Насчет страховки к нам вопрос адресовать рано, это
будет определяться законодательством, касающимся страхования. На
сегодняшний день суммы страховых сборов не меняются ни для ОСАГО, ни
для КАСКО. Что касается вопросов дальнейшей эксплуатации и технических
осмотров, то ваш автомобиль должен соответствовать основным его
правилам и процедурам.
Фомочкин: В России и сейчас действуют нормы, аналогичные тем, которые содержатся в принятом техническом регламенте.
Каких-либо запретов на эксплуатацию автомобилей с правосторонним
расположением рулевого управления в настоящий момент нет, и вводить их
никто не предполагает. Но проблемы, как уже было сказано, возникнут с
направлением светового потока головных фар.
Рыжов: А я уже это исправил.
Фомочкин: Значит, у вас все в порядке.
Пилипенко Владимир Николаевич, Иркутск: Ранее ввезенные праворукие автомобили, можно будет поставить на учет или снять с него?
Фомочкин: Паспорт транспортного средства (ПТС) у вас получен, машина уже стоит на учете?
Пилипенко: Да. Но если я захочу сейчас другую машину взять, я смогу свою снять с учета, покупатель сможет ее поставить на учет?
Фомочкин: И в этом случае никаких ограничений ни сейчас, ни
потом на те автомобили, которые были ввезены до вступления в силу
техрегламента, не будет. Но они, еще повторю, должны соответствовать
определенным требованиям, установленным регламентом в рамках проведения
гостехосмотра.
Бампер и - сразу колеса
Искакова Гульнара, Омск: Мой автомобиль "Ока" 2006 года
выпуска не прошел техосмотр, потому что в ГИБДД требуют брызговики на
задних колесах. Если завод-изготовитель мне предоставил машину без них,
то имеют ли право мне чинить препятствия?
Фомочкин: Действующими требованиями к техническому состоянию
транспортных средств, установленных постановлением правительства N
1090, четко оговорено, что они должны иметь грязезащитные фартуки либо
брызговики. Если по какой-то причине завод-изготовитель не
укомплектовал ими автомобиль, вы должны это сделать самостоятельно либо
потребовать установить брызговики дилера. Но здесь уже все зависит от
того, как был составлен договор купли-продажи: были ли там
соответствующие оговорки. На самом деле брызговики продаются в любом
магазине запчастей и стоят недорого.
Искакова: Не в цене дело, а в том, что конструкция "Оки" такова, что брызговики некуда прикреплять. "Ока" - это бампер и сразу колеса.
Рахманов: С учетом того, что в 2006 году автомобиль "Ока"
выпускался только одним предприятием - Серпуховским автозаводом, мы
зададим вопрос представителям этого предприятия, с которым я буду
встречаться на днях, и попросим их прокомментировать ситуацию. Эта
машина просто не могла получить одобрение типа транспортного средства,
если у нее не было брызговиков.
Продолжение "горячей линии" читайте в ближайшем номере "РГ".
Министерство промышленности и торговли РФ
109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7.
Телефон для справок: 8 (495) 710-55-00
Адрес в Интернете: www.minprom.gov.ru
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России
101990, г. Москва, ул. Мясницкая, 3.
Адрес в Интернете: www.gibdd.ru