Крэш-тест в программу сертификации микроавтобуса такого класса не
входит. Ни у нас, ни за рубежом. Так что формальных претензий к ГАЗу
нет - он играет по правилам. Только правила эти устарели: европейцы
давно ездят пристегнутыми на прочных сиденьях. Мы глубоко убеждены:
требования безопасности к микроавтобусам, что соперничают динамикой и
маневренностью с легковушками, надо ужесточать и у нас. Подтверждением
этой мысли стал крэш-тест, проведенный по "легковым" требованиям.
Правилом ЕЭК ООН № 94 предписан фронтальный удар в деформируемое
препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч.
Выбрана свежая заводская модификация "Газели" -
тринадцатиместное (плюс место водителя) маршрутное такси ГАЗ-322132.
Модификация на базе грузовой "Газели" является транспортным средством
категории М2 (полная масса - до 5 тонн, вместимость - более 8, но не
более 22 пассажиров) и автобусом класса В (для перевозок сидящих
людей).
Семеро манекенов мы решили усадить в маршрутку
(см. схему). За руль - самый современный "Гибрид-3", который позволяет
фиксировать при ударе множество параметров. С остальными сложнее.
Опутанных проводами "гибридов" в пассажирский салон не посадишь - ведь
им, непристегнутым, лететь и кувыркаться. Поэтому назад сажаем шесть
более простых "испытателей", соответствующих телу человека по весу,
подвижности конечностей и сочленений, твердости и прочности покровных
материалов. Единственной "даме" отвели место в самом центре салона.
И вот долгожданное "Автомобиль пошел!"
Нарастающий вой лебедки, в поле зрения влетает белая "Газель": удар,
грохот, машина подпрыгивает, падает, разлетаются обломки - и секунд на
пятнадцать воцаряется тишина. Зрители молчат, ошеломленные увиденным.
Главный итог испытаний: в салоне - два "трупа", два "кандидата" на тот свет и три инвалида. А теперь - подробности.
Удар произошел на скорости 54,8 км/ч - лебедка,
рассчитанная на легковушки, не смогла разогнать почти трехтонную
"Газель" до 56 км/ч. Учитывая квадратичную зависимость от скорости, мы
недобрали около 5% энергии столкновения.
Замедление составило 34 g (g=9,8 м/с2,
ускорение свободного падения) у левого дверного порога и 19 g в районе
правого. Кузов частично оторвался от рамы и сместился по ней вперед
примерно на 200 мм. Ветровое стекло лопнуло, но осталось в проеме.
Бензобак цел, но его горловина оторвалась. В салоне выпали из гнезд все
плафоны освещения. При ударе ни одна из дверей не открылась. После
удара две двери правого борта открыли без труда, водительская
сместилась и закрыла доступ к ручке замка. Пришлось надавить на ручку
ломиком и... дверь открылась.
Руль ушел вверх едва ли не на полметра - при
допустимых для легковой машины 80 мм (здесь и далее предельно
допустимые величины для легковых автомобилей)! Ремень и, как ни
странно, этот гигантский и очень "ранний" ход руля спасли водителю
жизнь: он просто поднырнул под руль, избежав сокрушительного удара в
лицо. Перегрузка, действующая на голову, составила: при первом ударе о
руль - 38 g, при ударе о колонку - 66 g, при ударе головой пассажира №
3 (фото 4 на кинограмме) - 11 g. Допустимое значение - 80 g. Нагрузки
на шею водителя оказались в 4-5 раз ниже предельно допустимых значений.
Грудная клетка сжалась всего на 16 мм при допустимых 50.
А вот конечностям досталось. Запредельные
деформации пола и переднего щита вызвали смещение педалей на добрых
полметра - при допустимом 200 мм. Ноги водителя оказались намертво
зажаты между педалями и сиденьем - например, показатель травмирования
левой голени достиг 1,9 ед. при допустимых 1,3. А изгибающий (читай -
ломающий) момент - 1,9 кН.м у стопы и 1,4 кН.м у колена, при предельно
допустимых 1,2 кН.м. Кроме того, левая кисть водителя зажата под
передней панелью.
Пассажиры при ударе полетели вперед, некоторые
продолжали "полет" и после остановки машины (см. схему). Меньше всего
повезло паре, сидевшей сразу у входа: они погибли. Легче других
отделался хитрец, устроившийся в заднем отсеке сразу за спинкой сиденья
- она его и спасла.
На ГАЗе уже разработан модернизированный кузов
для маршрутного такси. В нем всего двенадцать пассажирских мест, но все
кресла установлены лицом по ходу движения, имеют высокие спинки,
снабжены инерционными ремнями безопасности, а пол и борта в районе их
крепления усилены профилями и накладками. Сиденья разработаны с
привлечением зарубежной фирмы, а сделаны в России. Эта машина уже
прошла испытания по действующим европейским нормам. Ремни, сиденья, их
крепление и усиленный кузов выдержали положенную нагрузку и при ДТП
должны удержать пассажиров. Если даже пристегнутый водитель, принявший
на себя удар, как оказалось, имеет шанс выжить, то зафиксированные
ремнями в надежных креслах пассажиры могут чувствовать себя в большей
безопасности.
Степень защиты: |
|
|
|
|
|
Высокая |
Хорошая |
Удовл. |
Слабая |
Плохая |
Источник: autoarena.ru
|