Под капотом экспериментальной Шеви Нивы — двигатель Opel 1.8, к которому пристыкованы коробка передач Aisin (такая же, как на внедорожниках Suzuki Vitara)
и оригинальная «раздатка» без промежуточного карданного
вала. Такие Шеви Нивы пойдут в производство с весны следующего года
— и будут поступать не только на экспорт, но и на внутренний
рынок. В ступицу руля и в переднюю панель перед пассажиром встроены
надувные подушки безопасности. Ремни тоже необычные — с
пиротехническими преднатяжителями, которые в первые три сотые секунды
после столкновения «дергают» замки вниз, ликвидируя
«слабину» лямок и компенсируя их вытяжку из катушки, и с
ограничителями усилия. Для нынешних европейских автомобилей такое
оснащение (две подушки и ремни с преднатягом и ограничителями) —
уже норма. Но многие «корейцы», к примеру, до сих пор
довольствуются одной-единственной подушкой и простыми ремнями. Что уж
говорить об отечественных машинах...
Сложив 12,5 баллов за фронтальный краш-тест и
15,6 за боковой удар (результат эксперимента, проведенного на
английском полигоне в Милбруке), мы получим 28
«округленных» баллов. Это твердые четыре звезды —
результат на уровне хороших современных иномарок!
И все бы хорошо, если бы не одно
«но». Четыре звезды — это результат
автомобиля-прототипа, который еще не выпускается. А в производство
сейчас идут другие Шеви Нивы — без подушек, без преднатяжителей и
с обычным кузовом. Насколько безопасны 10000 уже выпущенных машин?
|
Краш-тест "Авторевю"
На первый взгляд, «наша» Нива
разбилась даже лучше доработанной. Излом стойки меньше, порог не
прогнулся...
Открыть двери тоже не удалось — сначала
«вскрыли» заднюю и только потом освободили водительскую.
Глазам открылась странная картина: манекен-«водитель»
сидел, перекинув колени вправо. Словно испугался надвигающегося куба и
в последний момент решил перепрыгнуть на колени к
«пассажиру», но не смог, потому что был пристегнут... |
Руль исковеркан и смят. Это следствие его травмобезопасной
конструкции: обод согнулся под давлением головы и груди, смягчая удар.
На полу под ногами водителя — разорванные сварные швы. И дело не
в качестве сварки, а в конструкции кузова: слишком велика была
деформация пола.
А педали-то, педали... Они просто торчат в
салон навстречу ногам! Педаль сцепления сместилась на 195 мм назад и на
125 мм вверх, педаль тормоза — на 175 и 70 мм. А в доработанной
машине смещение педалей — в три раза меньше!
Перегрузки головы «водителя» в
машине, лишенной подушки, почти не возросли. Замедление — не
более 70 g, критерий вероятности травмы мозга HIC (Head Injury
Criterion) в том и в другом случае составил 621 и 766, что ниже
опасного порога (1000).
Но вот кто «почувствовал»
отсутствие подушки, так это «пассажир». Он в кивке достал
головой до панели, и удар получился неслабым — перегрузка в пике
превысила 90g при норме в 88g, а критерий HIC лишь немного не дошел до
1000. И если голова водителя на цветной схеме раскрашена оранжевым, то
для пассажира придется использовать красный цвет: сотрясение мозга при
столь сильном ударе даже о податливую и гладкую панель Шеви Нивы
— штука весьма вероятная.
С «шейными позвонками» манекенов,
как и в машине с подушками, все в порядке. Нагрузки на «грудные
клетки», несмотря на отсутствие преднатяжителей и ограничителей
усилия, практически не возросли. Но для водителя ситуацию осложняют
контакт с баранкой и признаки потери структурной целостности кузова
(разрывы металла в зоне пола и передней стойки) — за это
полагается два балла пенализации.
А опаснее всего ситуация с ногами. Во-первых,
ремни без преднатяга хуже удерживают туловище от смещения вперед
— и нагрузки на «колени» и «берцовые
кости» манекена возрастают. Например, левая нога, упершись
коленом в кожух рулевой колонки, испытывала нагрузку примерно в
полтонны. Это, кстати, не так много — медики считают, что
человеческая берцовая кость может выдержать до 900 кг сжимающей
нагрузки. Но левое колено при этом ударилось аккурат в торчащий рычаг
фиксатора регулировки рулевой колонки! Пластик вокруг треснул, образуя
острые кромки и обнажив металлические детали механизма регулировки.
Когда манекен эвакуировали из салона, штанина у него на колене
оказалась порванной. А из рулевой колонки свисали синие нитки,
выдранные из гибридовых штанов...
Добавьте к этому торчащий левый нижний
кронштейн панели, острый выступ справа от руля, атаку педалей на голени
и на ступни водителя — и разорванный до дыр металл пола. В
результате ступни водителя и голова пассажира —
«красные» (ноль баллов), грудь водителя и его левая нога
— «коричневые» (0,9 и 0,7 балла соответственно)...
Складывая, получаем всего 1,6 балла. Вместо 12,5 у доработанной машины!
К чести создателей новой Нивы можно отметить,
что серийный автомобиль все-таки выдержал удар. Здесь двери с брусьями
безопасности, хорошо сваренный кузов, телескопический элемент в рулевой
колонке... Такой катастрофы, какие случились при краш-тестах ижевской
Оды, вазовской «семерки», нижнекамской Оки или узбекской
Нексии, с Шеви Нивой не произошло.
Но такой колоссальной разницы между серийной и доработанной машинами тоже предположить было нельзя!
Судите сами. При столкновении с легковым
автомобилем аналогичной массы (около полутора тонн) на скорости 64 км/ч
серийная Шеви Нива может оказаться опасной даже для пристегнутых
передних седоков. Пассажир может получить сотрясение мозга, а водитель,
скорее всего, окажется в травмопункте с повреждениями коленей или
ступней. А если в подобную аварию попадут люди на доработанной Шеви
Ниве, то вероятность травм окажется намного ниже — реальную
опасность будет представлять лишь нижняя часть панели. Но благодаря
меньшей деформации пола и лучшим удерживающим свойствам ремней с
преднатягом опасность удариться о фиксатор или о торчащий кронштейн
здесь ниже.
Степень защиты: |
|
|
|
|
|
Высокая |
Хорошая |
Удовл. |
Слабая |
Плохая |
Источник: autoarena.ru
|